Андрей Клименко, Вероника Румынина
«Экзамен по обществознанию»


| оглавление | главная |

ГЛАВА V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

§ 1. Духовная жизнь общества

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.
Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).
Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:
1) идеи, теории, образы и духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) сам человек как существо духовное.
Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.
Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.
Важнейшим видом духовного производства является наука.
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

§ 2. Наука и ее роль в жизни общества

Сегодня, в век научно–технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С 17 в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в 19 в. появляется и само слово «ученый». На рубеже 19–20 вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством.
Важнейшими социальными функциями науки являются:
а) познавательно–объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;
б) мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно–практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:
1) нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;
2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;
3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;
4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
Любая наука прежде всего стремится к максимальной объективности в описании изучаемых ею предметов и явлений, использует для их описания особый (научный) язык.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными принципами научного познания являются следующие.
1. Принцип причинности.
Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком–нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеют некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно–следственными связями, и задача науки — установить эти связи.
2. Принцип истинности научного знания.
Истиной называется соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно, ее можно признать истинной.
3. Принцип относительности научного знания.
Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности — так называемый интервал адекватности.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.
Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка, либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Выделяются следующие виды эксперимента:
1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств предметов;
2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких–либо теоретических предположений или гипотез;
3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.
Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мысленного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании этот вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.
Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.
Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых предполагается дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).
На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория, помимо описательной функции, выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
Первая — модель постепенного развития науки, суть которой состоит в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.
Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».
Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадигму общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени накапливается большое количество фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заменяется новой.
Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:
1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний);
2. Состояние научных исследований зависит от материально–технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем, именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.
Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

§ 3. Духовная культура

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.
В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях — «широком» и «узком».
В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.
В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.
В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.–Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.
Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:
1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;
2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно–временные границы;
3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально–культурных феноменов являются:
1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);
2) искусственно–природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);
3) синтетически–природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);
4) социально–культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);
5) социально–материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).
К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.
Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески–преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:
1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
2) театральное искусство (театральные образы);
3) произведение изобразительного искусства (живопись, графика);
4) музыкальное искусство (музыкальные образы);
5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
6) общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).
Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.
Социокулътурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.
Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:
а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);
б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);
в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).
Накопленные российским обществом в XX веке социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.
Осуществляемый в России переход от тоталитарного государства к демократическому сопровождается глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нормальное развитие культуры в России во многом оказалось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.
Начавшаяся в России децентрализация культуры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90–х гг. привели к серьезному сокращению количества потребителей художественной культуры. Значительная часть населения в силу отсутствия средств к существованию вынуждена отказываться от культурных ценностей.
С другой стороны, на фоне отсутствия государственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ведет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и усиления агрессивного начала.
Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры, находящимися в самых отдаленных уголках планеты. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей потребительский характер. Проникновение этой масскультуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые зачастую оказываются не совместимыми с национальными традициями. Культура же всегда замешана на традиции, и разрушение последней ведет к разрушению самой культуры.
До конца не получен ответ о том, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее продукция в большинстве своем не отличается высоким качеством, и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумному постепенно приходит человек потребляющий. Между тем, в современной России сегодня фактически отсутствует правовая база, которая была бы призвана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.
Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент политики, в способ привлечения дополнительных голосов избирателей на разного рода выборах (наиболее яркий пример — президентская кампания 1996 года).
Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом является формирование экологической культуры его членов. Проблема экологии, бережного отношения к окружающей среде сегодня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако по данным исследователей именно Россия и страны СНГ занимают позорное первое место по масштабам непродуманного вмешательства в природную среду. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать построению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

§ 4. Образование и самообразование

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей, представляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.
Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Функции образования:
1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;
2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Различают следующие виды образования: начальное, среднее, среднее специальное и высшее.
Первые школы появились еще в эпоху Древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государственный аппарат.
В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными (или монастырскими). Они в свою очередь подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В первых готовили в основном приходских священников. В таких школах обучение было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основном — молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные песни и совершать церковные обряды.
Более крупные средневековые школы, возникавшие при епископских кафедрах, давали иное образование. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые «семь свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровневой. На начальном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12–13 лет.
Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных школ (т. е. школ, которые находились в ведении городского совета). Растущим городам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось, прежде всего, практическим потребностям того или иного города. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками.
К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений — университетов. Создавались они либо на основе бывших кафедральных (епископальных) школ (именно так возник в XII веке Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет).
Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и преподаватели избирали руководителя университета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Срок обучения на разных факультетах существенно отличался: подготовка будущего юриста или медика занимала 5–6 лет, будущего философа богослова — целых 15. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам.
В XIV—XV вв. появляются так называемые коллегии (от этого названия впоследствии произойдет слово «колледж»). Сначала коллегиями называли общежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, — Сорбона — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV века в Европе существовало около 80 университетов. Многие из них — Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.
В нашей стране первые высшие учебные заведения появились достаточно поздно. Еще сподвижники Петра I предлагали создать в России светские «академии».
В 1724 году император издал указ об «учинении» в Санкт–Петербурге Академии наук, при которой создавались университет и гимназия, где должны были «молодых людей публично обучать». Предполагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные европейские ученые.
Однако полноценных занятий в Академическом университете организовать не удалось. Многие студенты оказались слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык науки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностранные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипендий для студентов — первый университетский выпуск — из 9 человек — состоялся лишь в 1753 году. М. В. Ломоносов разочарованно заметил по этому поводу, что «при Академии наук не токмо настоящего университета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского образования».
Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в Академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового университета по европейскому образцу. Его поддержал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шувалов.
12 января 1755 года императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по европейской традиции состоялась его инаугурация — торжественный акт открытия. В конце XVIII века Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятельность Академического университета фактически прекратилась. Студенты обучались на трех факультетах — философском, медицинском и юридическом. С 1768 года преподавание велось на русском языке. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин. Наиболее способных отправляли на стажировку в европейские университеты.
Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, математика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной специальности. (Кстати, первое светское специальное учебное заведение в Москве — Школа навигационных и математических наук — было основано Петром I еще в 1701 году. Школа помещалась в ныне уже не существующей Сухаревой башне.)
Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере образования в средние века и в Новое время, следует отметить тот факт, что доступно оно было только отдельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство населения не имело возможности получить не только высшее, но даже среднее образование.
Положение стало меняться с конца XIX века. А XX век стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации неграмотности среди населения. В развитых странах мира получение среднего образования стало обязательным. Сегодня можно констатировать тот факт, что образование в XX веке превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Расходы на него составляют в развитых странах до 8–9 % ВНП. Однако в некоторых развивающихся странах положение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать благополучным — доля неграмотного населения в них по различным данным составляет от 75–до 85 % всего населения. Такое положение фактически обрекает эти страны на отставание в области экономики, ибо эффективное развитие последней сегодня возможно только на базе достижений НТП и при наличии огромного количества высококвалифицированных кадров.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с учебными заведениями иных типов, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы образования.
Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве определяется социально–экономическим и политическим строем, а также культурно–историческими и национальными особенностями страны.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно–общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:
а) демократизацию системы обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
в) компьютеризацию процесса образования;
г) интернационализацию процесса образования.
В ходе их реализации предполагается:
1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по–настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;
2) по иному подойти к выработке критериев эффективности результатов образования — ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI веке.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образования дополняется современными процессуальными умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией. Традиционные способы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека XXI века.

§ 5. Религия

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обращение к чему–либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, зависят они от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее асего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимается совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им.
Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистические учения же рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Для достижения же желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные гарантировать получение искомого результата. Постепенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким–то таинственным способом прийти к заветным целям. В конечном счете, возникли прочные представления о существовании неких надчеловеческих, сверхъестественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логичность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.
Одной из первых форм религии был тотемизм — поклонение какого–либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику (само слово «тотем» на языке североамериканских индейцев означает «од его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под которой понимаются действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рамках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной церковью.
Тотемизм сменился анимизмом (от латинского «анима» — душа), т. е. верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.
В анимизме многие ученые видят не только самостоятельную форму религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных — богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от слов «поли» — много, «теос» — бог) религии. Позже, на более высокой стадии появляются и монотеистические религии (от греческого «монос» — один, единый, «теос» — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древнегреческие и древнеримские религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.
Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2) национально–государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);
3) мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам.
К числу признаков мировых религий относят:
а) огромное число последователей во всем мире;
б) они космополитичны, носят меж– и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд. человек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд., буддистов — 0,3 млрд.
Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Наиболее кратко и афористично функции религии определил З. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.
Но идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.
Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из–под влияния религии, с другой стороны, во многих странах (особенно в бывших социалистических) роль и авторитет церкви растет. Очевидно, однако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.

§ 6. Мораль

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.
Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.
Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во–первых, производное от экономики и, во–вторых, служебное, обслуживающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками на историческую изменчивость моральных норм, на сословно–классовую сущность многих моральных кодексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в морали, так и их абсолютизация. Классовые, национальные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости. Последние являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, истории, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угрожающих их жизни и безопасности, здоровью и достоинству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим и т. п.
При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.
Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких–то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.
Единство между ними выражается в том, что:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2) у норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения;
3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;
4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.
Однако между нормами права и морали существует много отличий:
1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов;
2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных же нормах — общественное мнение;
3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступает совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей;
4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. п.);
5) для правовых норм характерна большая, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;
6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:
1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали;
2) право, в целом, должно соответствовать моральным взглядам общества. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе;
3) в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Именно через право шел процесс преодоления кровной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;
4) нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы и, в конечном счете, содержание правовых норм;
5) некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные нормы).

§ 7. Искусство

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.
Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким–то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности, знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно–геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную под прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов.
Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.
Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово–парковая, промышленная, реставрационная.
2. Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.
Произведение, создаваемое художником–живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.
Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:
а) портрет — жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;
б) натюрморт — жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей;
в) пейзаж — жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;
г) бытовой жанр — жанр, который посвящен изображению повседневной жизни людей;
д) анималистический жанр — жанр, который посвящен изображению животных;
е) исторический жанр — жанр, который посвящен изображению исторических событий и деятелей.
От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.
Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).
3. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.
Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая — это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.
4. Декоративно–прикладное искусство — вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно–прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно–прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.
5. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно–письменных образах.
Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.
6. Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.
7. Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
8. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.
9. Балет — вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально–музыкальных образах.
10. Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
11. Фотоискусство — искусство создания химико–техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
12. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.
Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.
Общественно–преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно–эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно–компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
Художественно–концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.
Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.
Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.
Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
Познавательно–эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во–первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.
Во–вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно–пространственные формы и т. д.
В–третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

Приложение 1. О программе по обществознанию

В соответствии с п. 12 Порядка приема в высшие учебные заведения все вступительные испытания (кроме испытаний по специальности в вузах искусства и физической культуры) проводятся на основе примерных программ, разработанных Минобразованием России.
Эти программы являются основой для разработки программ вступительных экзаменов в каждом учебном заведении.

Примерная программа вступительных экзаменов по обществознанию 1

Настоящая программа соответствует программам по обществознанию для основной и полной средней школы.
В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном обществоведческом курсе, и обнаружить способность:
— определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;
— правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведческие термины;
— называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
— сравнивать изученные социальные объекты;
— объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
— характеризовать изученные социальные объекты и процессы, указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком–либо отношении;
— приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;
— давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне или значении.

Содержание

Понятие «общество». Взаимосвязь природы и общества. Общество как система. Общественные отношения. Основные сферы жизни общества. Деятельность людей — реальная движущая сила общественного развития. Свобода и деятельность человека. Границы свободы. Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей. Цивилизация и культура. Исторический процесс и его участники. Многообразие путей и форм общественного развития. Развитие взглядов об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость прогресса.
НТР и ее социальные последствия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
Многообразие и единство современного мира.
Человек, индивид, личность. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способности человека, их развитие.
Духовная жизнь человека. Вера. Совесть. Свобода и ответственность. Смысл жизни. Духовность и бездуховность. Нравственный выбор. Личность. Межличностные отношения.
Деятельность как способ человеческого бытия. Мотивы деятельности. Потребности и интересы. Структура деятельности. Цель, средства ее достижения, результат. Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. Деятельность и общение. Роль игровой, познавательной, трудовой деятельности в формировании личности.
Познание человеком мира и самого себя.
Познание и знание. Истина и ее критерии.
Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований.
Многообразие путей познания.
Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.
Духовная жизнь общества. Духовная культура. Духовные ценности. Мировоззрение, его типы.
Роль образования в жизни человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Самообразование.
Наука в современном обществе, ее функции.
Искусство, его виды и место в жизни человека.
Религия, ее роль в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Многообразие религий в современном мире. Мировые религии. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.
Мораль, ее сущность. Роль морали в жизни человека и общества. Моральные ценности и идеалы. Нормы морали. Моральная оценка деятельности.
Культура. Многообразие культур в современном мире. Диалог культур.
Политика и ее роль в жизни общества. Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики.
Политическая власть. Разделение властей. Политическая система общества. Роль государства в политической системе. Признаки государственного суверенитета. Функции государства. Формы государства.
Территориально–государственное устройство. Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.
Гражданство. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Политические партии. Многопартийность. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический статус личности. Политическая культура.
Сущность права. Права как мера свободы и ответственности. Права человека. Основные международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека. Норма права. Отрасли права. Государство и право. Право и закон.
Правонарушения. Юридическая ответственность. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы.
Конституция — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства.
Граждане и государство: взаимные права и взаимные обязанности.
Правовые основы семейных отношений.
Право на труд и трудовые отношения. Трудовой договор.
Имущество и имущественные отношения. Право частной собственности.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Политические права и свободы.
Экономика и ее роль в жизни общества.
Собственность, многообразие ее форм. Экономические системы.
Производство, его факторы. Издержки производства.
Рыночные отношения в современной экономике. Спрос и предложение.
Конкуренция и монополия. Предпринимательство, малый бизнес. Цена товара. Прибыль.
Государственное регулирование рыночной экономики. Экономическая политика.
Человек в системе экономических отношений. Труд. Заработная плата. Безработица и социальная защита населения.
Доходы и расходы семьи.
Экономические реформы в Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальная структура общества.
Большие и малые группы.
Семья как малая группа. Семья в современном обществе. Ролевые отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности.
Социальная дифференциация. Социальные общности. Страны. Социальная мобильность. Люмпены и маргиналы.
Этнос. Нация. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Понятие о поколениях. Социальный статус личности. Социальная роль. Социализация. Социальные права и социальная ответственность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Социальный конфликт и способы его разрешения.
Социальные отношения в современной России.

Приложение 2. Список дополнительной литературы для подготовки к экзаменам

1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 1998.
2. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9–11 классов. — М., 1998.
3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 1995.
4. Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. — М., 1997.
5. Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1995.
6. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1–2. — М., 1997.
7. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997.
8. Гурина М. Философия. — М., 1998.
9. Дягилев В. В. Занимательная философия. — М., 1996.
10. Елисеев Г. А. История религий. — М., 1996.
11. История. Основы государства и права: Путеводитель абитуриента и старшеклассника. — М., 1998.
12. Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий справочник школьника. — М., 1998.
13. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., 1998.
14. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. — М., 1996.
15. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1997.
16. Кулаков А. Е. Религии мира. — М., 1998.
17. Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998.
18. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. — М., 1997.
19. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1997.
20. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. — М., 1996.
21. Мушинский В. О. Основы правоведения. — М., 1996.
22. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. — М., 1995.
23. Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. — М., 1997.
24. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. — М., 1998.
25. Основы государства и права / Под ред. М. Н. Марченко и П. Ф. Лунгу. — М., 1997.
26. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б. И. Пугинский, А. А. Рогачев. — М., 1997.
27. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.
28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. — СПб., 1996.
29. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997.
30. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.
31. Соколов Я. В. Российская Конституция (азбука демократии). Пособие по курсу «Граждановедение». — М., 1995.
32. Суворов О. В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. — М., 1998.
33. Уткин Э. А., Мирошникова В. А. Граждановедение. Учебник для средней школы. — М., 1997.
34. Федоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для поступающих в вузы. — М., 1997.
35. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. — М., 1997.
36. Человек и общество. Кн. 1–3 / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1993.
37. Шабуров Н. В. Религии мира. — М., 1997.
38. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. 10—11 кл. — М., 1997.

| ссылка | оглавление | главная |

1 Программа разработана лабораторией общественного образования ИОСО РАО. Руководитель Л. Н. Боголюбов.
Hosted by uCoz