А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров
«Кто есть кто в советском роке»
Вместо предисловия
Это одно из первых отечественных изданий, в котором делается попытка наиболее полно представить историю советского рока от концертов первых рокгрупп (1963) и вплоть до конца предыдущего года.
Иллюстрированная энциклопедия отечественной рокмузыки охватывает все стилевые направления (андерграунд, артрок, хардрок, хэвиметалл и др.), за исключением попмузыки и джазрока, поскольку те заслуживают самостоятельного исследования. Мы же лишь частично затрагиваем проблему стыка жанров, когда какиелибо певцы или группы начинали работать в попмузыке, а затем эволюционировали в рок, либо, что реже, смена пристрастий происходила в обратной последовательности.
Статьи в энциклопедии идут в алфавитном порядке от «А» до «Я», по названиям групп. Их в книге более 400. Это группы, сыгравшие заметную роль в истории отечественного рока: участники представительных рокфестивалей, имеющие всесоюзную или региональную известность, записавшие по нескольку магнитоальбомов. Сюда же включены группы менее известные по стране, но зато достаточно популярные у себя дома, в своих городах и областях, както сыктывкарская «Герда» или новосибирский «Город». Таким образом, энциклопедия отражает обширную рокгеографию от Калининграда до Магадана, информирует читателя о рокфестивалях, рокклубах, лабораториях и музыкальных центрах.
Энциклопедия «Кто есть кто в советском роке» построена по принципу схожих зарубежных справочных изданий. Основная информационная часть каждой статьи включает: исходный состав группы, год и место создания, генезис развития и изменения в составе, значительные события творческой биографии (премьеры, конкурсы, фестивали, работа в кино и т. п.). Дополнением служат дискографии, в нашем случае отличные по структуре от общепринятых на Западе. Суть в том, что советский рок долгое время пребывал «в подполье», да и теперь встречает на своём пути немало трудностей. Неудивительно, что авторских грампластинок удостаивались немногие, и роккультура тиражировалась преимущественно путем выпуска самодеятельных (правда, на высокопрофессиональном уровне записи) магнитоальбомов. Их названия мы обычно даём в авторских вариантах, учитывая однако и те ситуации, когда группа, например «ДДТ», имела привычку не именовать свои магнитоальбомы, а присваивать им порядковые номера, а как их называть потом «придумывал народ». В других случаях мы стремились отразить и те распространённые названия, что бытуют в студиях звукозаписи и фонотеках любителей рока. Все данные публикуются по состоянию на 15 января 1991 года.
Рокмузыка, еще точнее роккультура значительное явление второй половины XX века. Року посвящались и ещё будут посвящаться многочисленные книги, исследования, монографии. Рок в СССР это не только музыканты, композиторы и солисты. Это и огромная аудитория верных поклонников и множество людей, стремящихся быть не просто слушателями: исследователей, биографов, документалистов. Без их участия вряд ли смогла сложиться эта книга. Выражая им всем огромную благодарность, авторысоставители хотели бы особо выделить тех, кто предоставил конкретные материалы. Александра Кузнецова (Москва) за главы о «Соколе», «Славянах», «Троллях», Сергее Рыженко, «Искусственных детях»; Марину Тимашову (Москва), написавшую об Александре Башлачеве и Янке Дягилевой; Евгения Колбашева (Барнаул), рассказавшего о группах «Амальгама», «Бомж», «Волосы», «9», «Промышленная архитектура», «Миссия: антициклон», «Небесное электричество», «Триумвират», «Сэргэ», а также Николае Гнедкове и «Идее Фикс»; Татьяну Ежову (Киев) и Артура Гафарова (Казань) соответственно за главы о «Коллежском асессоре», «Рабботе Хо» и «ЗМЧ», «Поролоне», «Холи».
Понимая, что тема роккультуры поистине неисчерпаема, авторы данной книги предпочли возможно полнее показать современную роксцену, может быть, немного в ущерб тем группам, которые зачинали рокисторию в нашей стране. Что поделать, объём издания ограничен.
Спасибо всем, кто поддерживал нас в этой работе!
| содержание | главная |