Анатолий Гуницкий
«Юрий Шевчук»
Печатается по изданию:
Стас. 1995. № ?. С. 38.
| << | главная |
Юрий Шевчук немножко стесняется давать автографы, не любит тусовок и богемной околомузыкальной болтовни. Он долго смеялся после получения премии «Овация», вспоминая эту попсовую «ярмарку тщеславия». В свете появляется редко, забавно было наблюдать Шевчука на VIPфуршете перед концертом Патрисии Каас: «батька» в своей неизменной черной джинсовой куртке потягивал виски и так чужеродно выглядел среди напыщенных, якобы элитарных, персонажей. Собою Шевчук бывает доволен редко. Грандиозные концептуальные программы «Чёрный пёс Петербург» (осень 1992) и «Это всё» (весна 1994) во многом появились от того, что Шевчуку «стало скучно делать, как обычно», захотелось попробовать себя и группу в новом качестве. Разумеется, не только в «скуке» дело, «охота к перемене мест» отразила наступление нового этапа творчества. Изменилось время изменились и песни, они стали более философскими, исповедальными, трагическими. В программе «Это всё» Шевчук с классическим упорством российского интеллигента вновь и вновь погружается в головокружительную бездну «вечных, проклятых вопросов». Недаром они звучат в начале представления. «Может, это и банальные вещи, говорит Шевчук, а на самом деле простые вопросы, самые глубокие. В чём смысл жизни? Зачем жизнь?» Он говорит о рокнролле: «Живая музыка живых душ». Постмодернистская эпоха изрядно опустошила души, обесценила многие понятия, и если подобные слова скажет ктонибудь другой, то они покажутся безликими, ничего не значащими, банальными. Шевчук не склонен к морализаторству, дидактическому занудству, не стремится быть гуру, пророком. Однако не каждому дано сказать: «красота жизни в том, что в знакомых, банальных даже вещах открывается истина». С группой «ДДТ» Шевчуку повезло: после приезда из Уфы его новыми единомышленниками стали настоящие рокпрофессионалы, заметно превосходившие в мастерстве уфимских предшественников. Однако именно там, на периферии, в условиях кагэбэшного поднадзорья было сделано очень многое: в Ленинград Юрий приехал самобытнейшим, зрелым рокером. Он приехал домой. Совершенно не ощущался в нем провинциализм, очень быстро Шевчук стал своим в питерском роксообществе. Более того, едва ли не лучше многих коренных петербуржцев, он сумел прочувствовать мистическую сущность города. Сформировалась новая группа. Сейчас взаимоотношения в «ДДТ» стабильные, устоявшиеся, хотя после того, как в свое время ансамбль покинул клавишник Андрей Муратов, «ДДТ» довольно долго лихорадило. Некоторое время продолжались бесконечные пасьянсы с составом, но потом Шевчук пригласил своего старого московского кореша Александра Рыженко и тот подошел, «вписался», также как молодой гитарист Артур Овсепян, который однажды совершенно случайно заглянул на репетицию «ДДТ» в поисках работы. В конце декабря завершилась запись нового альбома. (Сейчас, в момент написания этой статьи, у него еще нет названия. Прежний вариант «Это всё» Шевчук забраковал, а новый не успел придумать, потому что в самом начале января уехал в Чечню вместе с Сашей Бровко, чтобы своими глазами видеть то, что там происходит. Так мог поступить только Юрий Шевчук.) В принципе, можно было сделать также, как в случае с «Чёрным псом», то есть взять за основу концертную запись и добавить к ней студийные наложения. Но был избран более сложный вариант. В альбом вошли восемь песен из программы «Это всё», наиболее удачные номера «Ветер» (она звучит на альбоме совсем иначе, нежели на концерте) и «Белая ночь», продолжающая петербургские откровения Поэта. «Белая река» чемто похожа на суперизвестную «Осень», здесь Шевчук в очередной раз отдал дань массовой песне и старой КСПшной романтике. В целом альбом лирический по настроению, но это жёсткая, мужская лирика, герой прощается с прошлым и разворачивается в сторону неизведанного, подчиняясь зову жизни. «Важно делать шаг в жизни, говорит Шевчук. Есть судьба, есть жизнь. Жизнь это дорога, а может, мы сами дорога, да? Что вернее всего!»
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ЮРИЮ ШЕВЧУКУ
О ПЬЯНСТВЕ
Что ты думаешь по поводу пьянства?
Да (посмеивается), что касается моей судьбы, то всякое было и, как подавляющее большинство нашего поколения, я вырос на портвейне
Но это очень сложный вопрос
(большая пауза). Я скажу так: да, пьют художники, музыканты и вообще люди искусства. Это очень лёгкий способ расслабиться, и часто он бывает просто необходим. Я это прекрасно понимаю. Однако в моей жизни были периоды, когда я не пил годами.
А какие у тебя сейчас взаимоотношения с алкоголем?
Спокойные абсолютно.
А в группе?
В группе тоже. У нас на работе сухой закон.
Период активного увлечения спиртным прошел?
Да. Другое дело 8788й годы, когда нас выпустили из подвалов, была эйфория и всё лилось рекой. Все мы играли в «Роллинг Стоунз», в Моррисона, но это прошло, сейчас другие задачи. Пьянство не лечит ни горе, ни беду, да и не расслабляет на самомто деле. Оно просто делает более удручающим твое мироощущение. Лучше ходить трезвым больше сделаешь. После концерта я люблю спокойно, тихо посидеть с друзьями, раскатать бутылочку коньячка хорошего. В лёгкую. Алкоголизм, наркотики это тот отрезок жизни, который некоторым необходимо пройти. И выжить.
Очень ведь легко быть святым теоретически.
Да! Да! Очень легко, не испытав это зло, не зная его глубоко, бороться с ним. Я ведь в свое время раскрою маленькую тайну, раз уж такой искренний пошел разговор лежал в психбольнице, в ЛТП. Мне был двадцать один год. Я пролежал там два месяца, мне сделали вшивку, после этого я четыре года не пил и был прорыв в живописи, в поэзии
я сознательно на это пошел, потому что допился до ручки, меня выгнали из института, ночевал где попало. Был, был такой период, но сейчас даже не стыдно об этом говорить.
В ПЕРВОЙ ПОЕЗДКЕ В ИЗРАИЛЬ
Это было на самом деле паломничество. Мы там не пили почти, не курили, я даже ребят наших многих не узнавал, они там ходили с вытаращенными глазами, с Евангелием на груди. Иерусалим это как бы лакмусовая бумажка твоей веры. Если ты веришь и находишься в Иерусалиме, то видишь все эти чудеса, ты чувствуешь это. А если ты не веришь, то как сказал один участник группы «меня не торхает ничего» и ходил там и пил пиво. Если ты веришь, то там каждый день чудо. Большое грандиозное чудо, освященное Христом. И чувствуешь, что всё было действительно так, без всякого сомнения. Это разлито в воздухе, в пустыне
Пришествие Его. Чувствуешь, что это колыбель нашей культуры, цивилизации. Удивительные ощущения, они непередаваемы.
О ВТОРОЙ ПОЕЗДКЕ В ИЗРАИЛЬ
За неделю мы сыграли четыре концерта (программа «Это всё» прим А. Г.), это очень много. Были аншлаги. Мы брали самые большие площадки. В ТельАвиве мы играли в «Синераме» это как «Октябрьский», это очень много для Израиля, как говорили устроители. Меня очень позабавила местная молодёжь, в той же «Синераме» мне даже пришлось уйти со сцены.
?
Чтобы успокоились. Молодёжь просто караул. Я психанул, говорю «всё ребята, хорош, пока вы не успокоитесь петь не буду». Минут пятьшесть они успокаивались. В «Синераму» на концерт пришёл Михаил Козаков с сыном и ушёл через три песни, потому что испугался, что сына помнут
Это было похоже на середину 80х, на самый расцвет
У молодёжи в Израиле очень контрастное восприятие рокнролла, более социальное, чем у нас. За счёт того, что там есть поколение русских «олим» (эмигрантов) молодых, шестнадцатилетних, которые не приемлют тот образ жизни, который им навязывают, они очень жёстко не воспринимают его. Россию они уже не помнят, но в то же время ностальгия просто колоссальная. Многие рвутся обратно, потому что там их очень многое не устраивает. Это удивительный факт. Они ходят в чёрной рваной одежде, с красными галстуками. Очень много там групп русскоязычных, в отличии от наших молодых групп, они очень серьёзно работают с текстами. Меня потрясла группа «Аннушка», мы даже подружились, они всю ночь после концерта пели нам свои песни очень хлёсткие, сочные, с активными текстами.
Но там у них, наверное, нет перспектив?
Никаких. Поэтому, может быть, они и рвутся сюда.
О ПАРИЖЕ
У тебя есть песня чудесная про Париж
«Еще три дня, я не хочу домой»
Она прочувствованная, да и написана в Париже.
Большая там русская колония?
Большая
В Париже масса кружков и кругов, которые часто даже не соприкасаются, это пошло с 20х годов. Круг Бориса Голицына, круг Целковой это модные русские, которые очень богато живут; круг Хвостенко, круг торгашей. С подачи Хвостенко у меня был творческий вечер возле НотрДамдеПари, в клубе «Три молотка» это такое старое трехэтажное здание, более древнее, чем НотрДам, и там очень интересный хозяин Жак. Система у него такая музыка разных народов: на одном этаже поют мексиканцы, на другом индейцы, русские и кто угодно. Я пел в подвальчике, где начинала в свое время Мирей Матье
Я когда пел, то собралась очень тёплая компания Хвостенко, художники
мне Жак сразу после концерта предложил работу у него, контракт минимум на полгода.
Не соблазнился?
Покряхтел. Там очень хорошая атмосфера и было бы интересно поработать совершенно в другом качестве. Но у меня ведь здесь семья, «ДДТ»
Интересно было бы месяц, два поработать. Мне Жак говорит: «Юра, спой ещё чтонибудь». А у него там группа есть настоящие негры, великолепные музыканты, играют буквально всё. Ну, я думаю, что бы такое спеть
и начинаю играть «Еду я на Родину», там всего четыре аккорда. И как мы сделали её с ними, класс! Жак мне тут же контракт предлагает, причём неплохой: проживание в гостинице, питание в его ресторане и тысячу франков за выход. Нормально. А сцена какая! Нина Симон там пела, Жак Брель, Мирей Матье
интересно.
Не простили бы здесь тебе, если бы ты там застрял надолго.
Он кричал, что сделает из меня звезду, как уже из многих сделал
ну а я ему сказал, что ещё три дня я не хочу домой. Там всё легко както, весело. А здесь всё строго бывает, сурово, но както любимо. По большому счету. Потому, когда бывают такие предложения, то даже особо не размышляешь.
О НАЧАЛЕ
Если бы 24 года назад мне сказали, что я буду всю жизнь писать песни я бы очень долго смеялся. Это был какойто взрыв, прорыв, совершенно для меня неприятный, писать песни я стал лет, наверное, в 25. Никогда до этого не писал. Ну музыкой я занимался играл на танцах, как и все, любил рокнролл с пятого класса. А песни
у меня была живопись. С 80го года примерно я стал сочинять первые песни «Не стреляй», «Дождь» и другие.
| << | главная |